ЭМПАТИЯ


ЭМПАТИЯ
– глубинное понимание одним человеком другого, такое восприятие и постижение его психического состояния, благодаря которым осуществляется сопричастность с его внутренним миром.

   В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

   При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

   Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.


   
* * *
(греч. «сильное возбуждение, печаль») – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания, способность к непроизвольному переживанию тех же эмоций, которые индивид наблюдает у собеседника в процессе общения; способность проникновения во внутренний мир другого человека и познания его душевного состояния. Эмпатия может быть переживанием тех же чувств или сочувствием – когда субъект испытывает положительную, но другую эмоцию. При эмпатии не всегда бывает желание помочь партнеру по общению. Может быть обусловлена соответствующим жизненным опытом, добротой, чуткостью, чувствительностью. Типичная реакциядоверие, расположенность. В системе экзистенциализма понимание другого человека – это переживание его как свою собственную возможность. Эмпатия может выражаться в произнесении этикетных формул утешения (бывает и хуже, все обойдется), в формулах согласия (Все понятно, Кому вы это говорите?!) и др.

Ср. ситуацию в рассказе Дж. Лондона «За тех, кто в пути».

Ср.:


И случается, так вдруг иногда горячо прочувствую чужую радость или чужую скорбь, или бессмертную красоту какого-нибудь поступка, что хожу вот так, один…и плачу, – страстно, жарко плачу (А. Куприн, Поединок).



Те, кто страдает, похожи на меня, значит я жалею себя – вот и все (Дж. Голсуорси, Поражение).



Ласки мужчин, самая искренняя их страсть не задевали моей души… Не разделяя их любви, я им сочувствовала и даже страдала за них – ведь это так напоминало мне мою собственную судьбу (С. Цвейг, Письмо незнакомки).



На минуту Лео почувствовал жалость к этому человеку и стал убеждать себя, что не может поступить с другим так, как поступили с ним, – не может отнять у человека дело и выбросить его на улицу, да еще в такое тяжелое время. Но эти чувства очень быстро заглохли, и он тут же подумал, что в конце концов капитал банкира останется цел (А. Уолферт, Банда Тэккера).


Ср.:


Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был (Гельвеций, Об уме).



Кто был в нужде, скорей поймет другого (С. Маршак, Кошкин дом).


Ср.:


Женщины в силу какого-то особого склада их ума видят в человеке талантливом только его недостатки, а в дураке – только его достоинства; они питают к ним большую симпатию, ибо достоинства дурака льстят их собственным недостаткам, тогда как счастье, которое им дает человек одаренный, стоящий выше их, не возмещает им их несовершенства (О. Бальзак, Шагреневая кожа).


Ср. идентификация, альтруизм взаимный.


* * *
Понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы: